Охрана природы
  Мероприятия
  Правила посещения Парка
     

Положение о ГБУ СО "Природный парк "Оленьи ручьи"

УСТАВ
Государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Природный парк «Оленьи Ручьи»

территория и границы парка

Глава 1. Общие положения

1. Государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Природный парк «Оленьи Ручьи» (далее – Бюджетное учреждение),  является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти Свердловской области в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности путем учреждения на основании указа Губернатора Свердловской области от 18 октября 1999 года № 516-УГ «О создании Свердловского областного государственного учреждения «Природный парк «Оленьи ручьи».
2. Наименование Бюджетного учреждения:
полное: Государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Природный парк «Оленьи Ручьи»;
сокращенное: ГБУ СО «Природный парк «Оленьи Ручьи».
3. Место нахождения Бюджетного учреждения: Свердловская область, Нижнесергинский район, поселок Бажуково, ул. Станционная, дом №1.
4. Бюджетное учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки, лицевые счета, открытые в установленном порядке в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации в финансовом органе Свердловской области и в территориальных органах Федерального казначейства.
5. Бюджетное учреждение действует в соответствии с законодательством  Российской Федерации и Свердловской области, иными нормативными актами, применяемыми на территории Российской Федерации и локальными нормативными актами Бюджетного учреждения.
6. Учредителем Бюджетного учреждения является Свердловская область. Функции и полномочия от имени Учредителя Бюджетного учреждения осуществляет Министерство природных ресурсов Свердловской области (далее – Министерство).
7. Бюджетное учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Имущество Бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества Бюджетного учреждения является Свердловская область. Функции и полномочия собственника имущества Бюджетного учреждения осуществляет Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
9. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за Бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества, закрепленного за Бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного Бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества Бюджетного учреждения средств.
Свердловская область не несет ответственности по обязательствам Бюджетного учреждения.
Бюджетное учреждение принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
10. Бюджетное учреждение не имеет обособленных подразделений.
11. Бюджетное учреждение создается без ограничения срока деятельности.

Глава 2. Цели и виды деятельности

12. Бюджетное учреждение создано для выполнения работ в целях обеспечения реализации предусмотренных действующим законодательством полномочий Свердловской области в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.
13. Для достижения целей деятельности, указанных в пункте 12 настоящего Устава, Бюджетное учреждение осуществляет:
1) основные виды деятельности:
а) обеспечение соблюдения режима особо охраняемой природной территории областного значения «Природный парк «Оленьи Ручьи»;
б) выполнение научных и исследовательских работ, разработка тематических лекций;
в) выполнение мероприятий в области организации и развития регулируемого туризма и отдыха на особо охраняемой природной территории областного значения «Природный парк «Оленьи Ручьи»;
г) выполнение работ по выделению в натуре внешних границ особо охраняемой природной территории областного значения «Природный парк «Оленьи Ручьи» и ее функциональных зон;
д) выполнение мероприятий в области экологического просвещения населения;
е) проведение биотехнических мероприятий на особо охраняемой природной территории областного значения «Природный парк «Оленьи Ручьи»;
ё) иная деятельность, предусмотренная Положением о природном парке «Оленьи ручьи», утвержденным в установленном порядке Правительством Свердловской области.
2) иные виды деятельности, не являющиеся основными:
а) физкультурно-оздоровительная и туристская деятельность на территории Российской Федерации и за рубежом;
б) рекламная и издательская деятельность;
в) изготовление и реализация сувенирной продукции;
г) оказание дополнительных услуг посетителям природного парка: предоставление помещений для отдыха и ночлега, предоставление услуг по парковке и буксированию транспортных средств, транспортировке, прокат туристического и сопутствующего инвентаря и снаряжения, обеспечение дровами туристических стоянок;
д) проведение экскурсий.
Учреждение  вправе  осуществлять  виды  деятельности, указанные в настоящем пункте, лишь постольку,  поскольку  это  служит   достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям.
14.  Государственные  задания  для   Учреждения формируются и утверждаются Министерством в порядке, определенном Правительством Свердловской области,  в  соответствии  с  предусмотренными   настоящим Уставом основными видами деятельности Учреждения.
Учреждение не  вправе  отказаться  от  выполнения   государственного задания.
15. Право Бюджетного учреждения осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение – лицензия, возникает у Бюджетного учреждения со дня ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
16. Бюджетное учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не указанные в настоящем Уставе.

Глава 3. Права и обязанности Учреждения

17. Бюджетное учреждение имеет права и несет обязанности в соответствии с целями и видами своей деятельности, определенными настоящим Уставом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
18. При осуществлении деятельности Бюджетное учреждение имеет право:
1) приобретать или арендовать основные средства за счет имеющихся у него финансовых средств в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности;
2) получать и использовать доходы от разрешенной настоящим Уставом деятельности в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности;
3) в установленном порядке создавать филиалы и представительства, утверждать положения о них;
4) в установленном порядке определять размер средств, направляемых на оплату труда работников Учреждения, на техническое и социальное развитие в  пределах   имеющихся средств на оплату труда;
5) иные права в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.
19. При осуществлении деятельности Бюджетное учреждение обязано:
1) обеспечить реализацию целей и видов деятельности  определенных настоящим Уставом;
2) обеспечивать своим работникам безопасные условия труда и нести ответственность в установленном порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности;
3) обеспечить сохранность, целевое и эффективное использование имущества;
4) обеспечить целевое использование средств областного бюджета, предоставляемых Бюджетному учреждению в виде субсидий;
5) осуществлять бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности Бюджетного учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
6) предоставлять бухгалтерскую, статистическую, налоговую и иную отчетность в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации, Министерством;
7) обеспечивать сохранность документов (финансово-хозяйственных, управленческих, по личному составу) и передачу их в установленном порядке в архивные фонды;
8)  нести ответственность за нарушение договорных, кредитных, расчетных обязательств, правил хозяйствования в соответствии с законодательством  Российской Федерации.
9) обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату работникам заработной платы;
10) обеспечивать в установленном порядке исполнение судебных решений;

Глава 4. Организация деятельности и порядок управления

20.  Управление  Бюджетным учреждением  осуществляется  в      соответствии с законодательством Российской Федерации, Свердловской области  и настоящим уставом.
21. К компетенции  Министерства  в  области  управления   Бюджетным учреждением относятся:
1) установление Бюджетному учреждению  государственных  заданий,   принятие решения об изменении государственного задания;
2) осуществление   финансового    обеспечения       выполнения государственного   задания   Бюджетным учреждением   в   порядке,      утвержденном Правительством Свердловской области;
3) утверждение  устава  Бюджетного учреждения,  изменений  (включая   новую редакцию) в устав Учреждения  в  порядке,  установленном   Правительством Свердловской области;
4) заключение и прекращение трудового договора с руководителем Бюджетного учреждения, внесение в него изменений.
5) осуществление контроля за деятельностью Учреждения в порядке, определенном Правительством Свердловской области;
6) утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности Бюджетного учреждения;
7) утверждение отчета о результатах деятельности Бюджетного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества;
8) предварительное согласование крупных сделок Бюджетного учреждения;
9) осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Свердловской области, а также настоящим Уставом.
22. Контроль за использованием по назначению и сохранностью государственного имущества Свердловской области, закрепленного за Бюджетным учреждением, осуществляет Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в порядке, установленном Правительством Свердловской области.
23. Бюджетное учреждение возглавляет директор, который назначается и освобождается от должности Правительством Свердловской области по представлению Министерства природных ресурсов Свердловской области.
Директор  руководит деятельностью  бюджетного учреждения на основе единоначалия и несет персональную ответственность за ее результаты.
С директором Бюджетного учреждения заключается срочный трудовой договор, срок
24. Порядок деятельности Директора и принятия им решений устанавливается настоящим Уставом, внутренними документами Бюджетного учреждения, а также трудовым договором, заключенным Министерством и Директором.
25. Директор имеет право передать часть своих полномочий заместителю. Заместитель Директора и главный бухгалтер назначаются на должность Директором Бюджетного учреждения по согласованию с Министерством.
26. Директор полномочен:
1) без доверенности действовать от имени Бюджетного учреждения, в том числе представлять его интересы и совершать сделки;
2) выдавать доверенности на право представительства от имени Бюджетного учреждения, в том числе доверенности с правом передоверия;
3) издавать приказы о назначении на должности работников Бюджетного учреждения в пределах штатной численности работников, согласованной с Министерством, об их переводе и увольнении, применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания;
4) осуществлять иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
27. Директор обязан:
1) при исполнении обязанностей руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом;
2) обеспечивать соблюдение законности в деятельности Бюджетного учреждения;
3) обеспечивать выполнение государственного задания в полном объеме и составление отчета о его выполнении в соответствии с установленным порядком;
4) предварительно согласовывать с Министерством совершение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
5) обеспечить целевое и эффективное использование средств областного бюджета, а также его имущества;
6) не допускать наличие просроченной кредиторской задолженности у Бюджетного учреждения, размер которой превышает предельно допустимые значения, установленные Министерством;
7) контролировать работу и обеспечивать эффективное взаимодействие структурных подразделений Бюджетного учреждения;
8) обеспечивать соблюдение требований по охране и безопасности труда;
9) обеспечивать своевременное и качественное исполнение договорных обязательств;
10) иные обязанности в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом. 
28. Директор несет перед Бюджетным учреждением ответственность в размере причиненных убытков, в том числе при совершении крупной сделки с нарушением требований о предварительном ее согласовании.

Глава 5. Имущество и финансовое обеспечение

29. Все имущество Бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления и отражается на самостоятельном балансе.
Собственником имущества является Свердловская область.
30. Бюджетное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с его назначением, уставными целями своей деятельности и заданиями собственника в рамках, установленных законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
Земельные участки предоставляются Бюджетному учреждению в порядке, установленном действующим законодательством.
31. Бюджетное учреждение без согласия собственника имущества не вправе распоряжаться недвижимым имуществом, а также особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным Бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
Иным находящимся на праве оперативного управления у Бюджетного учреждения имуществом, Бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Критерии отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества, устанавливаются Правительством Свердловской области.
32. Бюджетное учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного Бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.
33. Собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за Бюджетным учреждением либо приобретенное им за счет средств, выделенных ему Свердловской областью на приобретение этого имущества.
Имуществом, изъятым у Бюджетного учреждения, собственник вправе распорядиться по своему усмотрению.
34. Бюджетному учреждению запрещается заключение совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за Бюджетным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению из бюджета Свердловской области, если иное не установлено действующим законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
35. Бюджетное учреждение обязано согласовывать с Министерством:
1) совершение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
2) сдачу в аренду недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Бюджетным учреждением Министерством или приобретенного Бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему Министерством на приобретение такого имущества.
36. В интересах достижения целей, предусмотренных настоящим Уставом, Бюджетное учреждение может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации:
1) Бюджетное учреждение вправе передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
Бюджетное учреждение обязано согласовывать данную передачу с Министерством;
2) в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством, Бюджетное учреждение вправе передавать  денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением недвижимого имущества,  особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного Бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или передачу им такого имущества иным образом в качестве их учредителя или участника.
Бюджетное учреждение обязано согласовывать данную передачу с Министерством.
37. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Бюджетного учреждения являются:
1) имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления в соответствии с действующим законодательством;
2) субсидии из областного бюджета;
3) средства от приносящей доход деятельности;
4) иные источники формирования имущества и финансовых ресурсов, не запрещенные действующим законодательством.
В случае сдачи в аренду в порядке, установленном действующим законодательством, недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Бюджетным учреждением или приобретенного Бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему Министерством на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества Министерством не осуществляется.
38. В соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными настоящим Уставом, Бюджетное учреждение выполняет государственное задание,  которое формируется и утверждается Министерством в порядке, установленном Правительством Свердловской области.
Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания.
39. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из средств областного бюджета.
40. Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из средств областного бюджета устанавливается Правительством Свердловской области.
41. Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение Бюджетного учреждения.
42. Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открытые в установленном порядке в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации в финансовом органе Свердловской области и в территориальных органах Федерального казначейства.
43. Бюджетное учреждение не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Глава 6. Реорганизация и ликвидация

44.  Решение  о  реорганизации,  изменении  типа Бюджетного учреждения, его ликвидации принимается Правительством Свердловской области в соответствии с законодательством Российской Федерации  в порядке, установленном Правительством Свердловской области.
45. Изменение типа Бюджетного учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа Бюджетного учреждения в его Учредительные документы вносятся соответствующие изменения.
46. При ликвидации Бюджетного учреждения имущество Бюджетного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам Бюджетного учреждения, передается ликвидационной комиссией Министерству.

Глава 7. Внесение изменений и дополнений в Устав

47. Внесение изменений и дополнений в Устав Бюджетного учреждения осуществляется по инициативе Министерства либо по инициативе руководителя Бюджетного учреждения.
48. Изменения и дополнения в Устав Бюджетного учреждения утверждаются Министерством и согласовываются с Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области, с Министерством финансов Свердловской области в порядке, предусмотренном Правительством Свердловской области.

На схеме красным цветом обозначена - граница Парка, синим - охранная зона Парка.

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРИРОДНОМ ПАРКЕ "ОЛЕНЬИ РУЧЬИ"

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Природный парк "Оленьи ручьи", именуемый в дальнейшем - парк, - Свердловское областное государственное природоохранное
учреждение.
2. Парк создан в целях охраны природных ландшафтов Среднего Урала и историко - культурных объектов на его территории, а также
организации отдыха населения промышленных районов и сохранения биологического разнообразия.
3. Участки лесного фонда в пределах границ парка со всеми находящимися природными объектами предоставляются в безвозмездное
пользование парку, без изменения права землевладения.
4. Парк осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации "Об особо охраняемых природных
территориях", Областным законом "Об особо охраняемых природных территориях, расположенных в Свердловской области", действующим
законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области, Уставом Свердловского областного государственного учреждения "Природный парк "Оленьи ручьи" и настоящим Положением.
5. Вокруг территории парка создается охранная зона, границы и режим природопользования которой определяется Положением об охранной зоне природного парка.
6. Лесопользование и ведение лесного хозяйства осуществляется в соответствия с действующим лесным законодательством Нижнесергинским лесхозом Свердловского управления лесами.


Глава 2. ЗАДАЧИ ПАРКА

1. Сохранение естественных, восстановление и реконструкция культурных ландшафтов, а также сохранение водных объектов, растительного и животного мира, памятников природы (перечень государственных памятников природы областного значения прилагается), истории и культуры в природоохранных, просветительских и научных целях.
2. Разработка и внедрение научных методов сохранения, рационального рекреационного использования и воспроизводства природных ландшафтов и отдельных компонентов природной среды.
3. Изучение влияния природных и антропогенных факторов на структуру, функции и динамику природных экосистем этого района.
4. Создание благоприятных условий для отдыха, туризма и укрепления здоровья, ознакомления с природными достопримечательностями парка, ценными культурными и историческими объектами.
5. Ведение хозяйства на основе единого утвержденного проекта организации парка. Организация функционального зонирования
территории парка и строительство объектов туризма, дорожно - тропиночной сети, рекреационных сооружений, объектов обслуживания
посетителей.
6. Мониторинг состояния окружающей среды.
7. Пропаганда экологических, природоохранных и краеведческих знаний через средства массовой информации.


Глава 3. ТЕРРИТОРИЯ И ГРАНИЦЫ ПАРКА

1. Парк расположен на территории муниципального образования "Нижнесергинское" Свердловской области в границах Нижнесергинского
лесхоза Свердловского управления лесами.
2. Общая площадь парка составляет 12700 гектаров.
3. Границы парка согласно материалам лесоустройства 1999 года:
1) западная граница:
от восточной границы квартала 92 Буйского лесничества по восточной границе полосы отвода железной дороги Дружинино -
Михайловск до восточной границы квартала 80, далее восточная граница квартала 80, северная граница квартала 97 Михайловского
лесничества до реки Демид, левый берег реки Демид, восточный берег Михайловского пруда до реки Серги;
2) южная граница:
левый берег реки Серги до западной границы квартала 117, далее западная граница квартала 117, южная граница кварталов 117, 118,
119, 120 Михайловского лесничества;
3) восточная граница: восточная граница кварталов 120, 107, 102, 84, 71, 67, 50, 37,
23, 4, северная граница квартала 4 Михайловского лесничества, восточная граница кварталов 33, 22, 21 Бардымского лесничества до
реки Бардым;
4) северная граница:
правый берег реки Бардым до слияния с рекой Сергой, далее через реку по кратчайшему расстоянию до восточной границы квартала
92 Буйского лесничества (восточная граница полосы отвода железной дороги Дружинино - Михайловск).
4. Из территории парка исключается селитебная территория населенных пунктов Аракаево и Бажуково.

Глава 4. РЕЖИМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗОНИРОВАНИЕ ПАРКА

1. На территории парка разрешаются следующие виды деятельности:
1) деятельность существующих на данной территории на момент создания парка организаций, личных подсобных и фермерских хозяйств, выпас скота в местах традиционных пастбищ, а также сенокошение на существующих сенокосных угодьях. Данные хозяйствующие субъекты обязаны соблюдать режим природного парка;
2) проведение туристских путешествий и экскурсий по маршрутам, установленным либо согласованным администрацией парка;
3) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий в пределах специально предусмотренных для этого мест;
4) проведение научных исследований, эколого - просветительская деятельность;
5) заготовка лекарственного технического сырья, грибов, ягод в некоммерческих целях в объемах, не наносящих ущерба природным
комплексам, за исключением заповедной зоны парка (генетических резерватов);
6) любительская рыбная ловля;
7) деятельность по обеспечению санитарной и противопожарной безопасности, предотвращению стихийных бедствий и угрозы жизни людей;
8) ведение строительных, эксплуатационных и мониторинговых работ по промышленному освоению и доразведка Сергинского месторождения подземных вод (включая эксплуатационную разведку).
2. На территории парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и историко - культурным
объектам, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических,
эстетических и рекреационных качеств парка или его компонентов, в том числе:
1) изъятие земельных участков для ведения любой хозяйственной деятельности;
2) предоставление садовых и дачных участков;
3) рубки главного пользования, заготовка живицы;
4) все виды охоты;
5) действия, изменяющие гидрологический режим водных объектов;
6) проведение геологических работ, добычу полезных ископаемых и местных строительных материалов;
7) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также хозяйственных объектов, не связанных с функционированием парка;
8) движение, стоянка и мойка механических транспортных средств вне дорог общего назначения и специально отведенных для этого мест, движение и стоянка моторных судов на акватории;
9) организация туристических стоянок, установка палаток, разведение костров вне пределов отведенных для этого специальных мест;
10) размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений, животноводческих комплексов и ферм, мест захоронения отходов,
складирование навоза и отходов производства;
11) любые виды загрязнения территории, включая промышленные выбросы и выбросы от автотранспорта;
12) вывоз предметов, имеющих историко - культурную ценность.
3. В соответствии с целями и задачами на территории парка выделяются следующие зоны по режиму использования и охраны природных ресурсов:
1) заповедная зона, занимающая до 25% территории парка. К заповедной зоне относятся площади некоторых памятников природы, а
также природные резерваты, рекомендованные к охране научными учреждениями. В пределах заповедной зоны запрещается любая
хозяйственная деятельность и ее рекреационное использование. Режим лесопользования - леса 1 группы (леса заповедников и памятников природы);
2) зона познавательного туризма, занимающая до 60% территории парка. Данная зона обеспечивает условия сохранения природных комплексов и объектов этой зоны при регулируемой рекреационной нагрузке. Предназначена для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами парка. В данной зоне допускается сбор грибов и ягод, любительская рыбная ловля, прокладка туристских маршрутов, учебных троп природы. В зоне запрещается всякая деятельность, вызывающая нарушение естественной структуры ландшафта. Режим лесопользования соответственно лесопарковой части зеленой зоны;
3) зона рекреационного использования и обслуживания посетителей (зона интенсивной рекреации), занимающая до 25%
территории парка и приуроченная к местам, наиболее посещаемым посетителями парка. На территории данной зоны разрешаются рубки ухода и санитарные рубки, рубки формирования паркового ландшафта, а также деятельность, связанная с размещением, отдыхом и обслуживанием
посетителей, проведением массовых мероприятий. На всей территории зоны познавательного туризма и зоны рекреационного использования
допускается выпас скота местным населением в местах традиционных пастбищ, а также сенокошение на существующих сенокосных угодьях. Изъятие земель в целях создания новых хозяйственных объектов запрещается. Режим лесопользования соответственно лесопарковой
части зеленой зоны;
4) зона сельского и коммунального хозяйства, занимающая до 10% территории парка. Сюда входят территории, в пределах которых
осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования парка, деятельность существующих на
момент создания парка фермерских хозяйств, а также территория водозабора на площади Сергинского месторождения подземных вод.
Режим лесопользования соответственно лесопарковой части зеленой зоны.
4. Зонирование территории парка осуществляется администрацией парка на основании научных разработок исследовательских учреждений, материалов лесоустройства по согласованию с лесхозом, органами местного самоуправления.

Глава 5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ПАРКА

1. Оперативное управление деятельностью парка осуществляется администрацией парка, которую возглавляет директор.
2. Администрация парка наделяется следующими правами и обязанностями:
1) рассмотрение проектов хозяйственной деятельности и согласование размещения различных объектов на территории парка и его охранной зоны;
2) осуществление охраны и контроля над рациональным использованием природных ресурсов на территории парка и его охранной зоны;
3) приостановка или запрещение деятельности, противоречащей целям и задачам парка;
4) привлечение в установленном законодательством Российской Федерации порядке к ответственности лиц, виновных в нарушении режима парка, применение штрафных санкций к нарушителям;
5) регулирование рекреационных нагрузок на территории парка;
6) издание, в пределах своей компетенции, приказов, предписаний, которые принимаются к исполнению всеми организациями и гражданами, осуществляющими на территории парка деятельность, разрешенную настоящим положением.

Глава 6. КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПАРКА

1. В задачи координационного совета природного парка "Оленьи ручьи" входят:
1) координация деятельности на территории природного парка и его охранной зоны;
2) согласование годовых планов, смет, программ деятельности Свердловского государственного областного учреждения "Природный парк "Оленьи ручьи" и отчетов об их исполнении;
3) внесение в Правительство Свердловской области предложений об изменении Положения о природном парке, Положения об охранной
зоне природного парка, Устава Свердловского областного государственного учреждения "Природный парк "Оленьи ручьи", о назначении и освобождении от должности директора;
4) обеспечение поддержки природного парка в государственных и муниципальных органах власти и общественных объединениях.
3. Координационный совет утверждается постановлением Правительства Свердловской области сроком на два года в количестве от 5 до 10 человек. Председатель координационного совета избирается членами совета.
4. Заседания координационного совета производятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год, и созываются по инициативе директора Свердловского областного государственного учреждения "Природный парк "Оленьи ручьи" или председателя координационного совета.
5. Координационный совет правомочен решать вопросы, представленные к его рассмотрению, если на заседании присутствует не менее 2/3 его членов. Решение совета принимается простым большинством голосов.
6. Для исполнения возложенных на него функций координационный совет вправе: знакомиться со всеми документами, издаваемыми директором
Свердловского областного государственного учреждения "Природный парк "Оленьи ручьи"; проводить инспекцию на территории природного парка и его охранной зоны и получать разъяснения от всех должностных лиц Свердловского областного государственного учреждения "Природный парк "Оленьи ручьи"; знакомиться с бухгалтерскими документами.
7. Координационный совет осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Глава 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ПАРКА

1. Охрана территории парка осуществляется специальной службой охраны, работники которой входят в штат парка.
2. Директор парка является главным государственным инспектором по охране парка, заместители директора - соответственно заместителями главного государственного инспектора по охране парка.
3. Должностные лица, осуществляющие охрану парка, несут персональную ответственность за его состояние и охрану.
4. Права должностных лиц, осуществляющих охрану парка, определяются Областным законом "Об особо охраняемых природных территориях, расположенных в Свердловской области".
5. С целью привлечения общественности к решению задач парка может создаваться общественная инспекция по охране природы, действующая в соответствии с положением о ней.

Глава 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ПАРКА

За нарушение режима, правил охраны и использования природных ресурсов на территории парка должностные лица, граждане и
юридические лица несут ответственность в соответствии с Законом РФ "Об особо охраняемых природных территориях", Областным законом "Об особо охраняемых природных территориях, расположенных в Свердловской области", Административным кодексом РФ.

Глава 9. ФИНАНСИРОВАНИЕ И ИМУЩЕСТВО ПАРКА

1. Финансирование парка может осуществляется за счет:
1) средств областного бюджета;
2) средств экологических фондов Свердловской области;
3) средств, находящихся в самостоятельном распоряжении парка;
4) иных, не запрещенных законом, источников.
2. Средствами, находящимися в самостоятельном распоряжении парка, являются средства, учитываемые на отдельном балансе и полученные из следующих источников:
1) средства, полученные от учебно - просветительской, рекреационной, научной, рекламно - издательской и иной приносящей доходы деятельности, не противоречащей задачам парка;
2) целевые гранты, поступающие от благотворительных фондов;
3) добровольные пожертвования юридических и физических лиц, включая иностранных граждан и международные организации;
4) штрафы, взыскиваемые за нарушение режима парка;
5) средства, взыскиваемые в возмещение вреда, причиненного имуществу парка.
3. Парк имеет право осуществлять приносящую доходы деятельность при условии расходования полученной прибыли для достижения целей, ради которых создан парк.

Глава 10. ЛИКВИДАЦИЯ ПАРКА

1. Парк как особо охраняемая природная территория может быть ликвидирован в случае минования надобности в особой охране данной
территории, если охраняемые объекты перестали нуждаться в особой охране или объекты, для охраны которых организован парк, прекратили свое существование.
2. Решение о ликвидации принимается Правительством Свердловской области по согласованию с Комитетом по охране окружающей среды Свердловской области.

 

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОХРАННОЙ ЗОНЕ ПРИРОДНОГО ПАРКА "ОЛЕНЬИ РУЧЬИ"

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Охранная зона природного парка "Оленьи ручьи", именуемая в дальнейшем - охранная зона, создана в целях охраны природных
ландшафтов Среднего Урала и историко - культурных объектов на его территории, а также организации отдыха населения промышленных районов и сохранения биологического разнообразия.
2. Охранная зона создается вокруг территории природного парка "Оленьи ручьи", "границы и режим природопользования которого определяются Положением о природном парке.

Глава 2. ЗАДАЧИ ОХРАННОЙ ЗОНЫ

1. Охранная зона образует с основной территорией природного парка "Оленьи ручьи" единый особо охраняемый природный комплекс,
который обеспечивает биологически необходимое пространство для сохранения флоры и фауны.
2. На территории охранной зоны осуществляется сохранение естественных, восстановление и реконструкция культурных ландшафтов, а также сохранение водных объектов, растительного и животного мира, памятников природы, истории и культуры в природоохранных, просветительских и научных целях.

Глава 3. ТЕРРИТОРИЯ И ГРАНИЦЫ ОХРАННОЙ ЗОНЫ

1. Охранная зона расположена на территории муниципального образования "Нижнесергинский район" Свердловской области.
2. Общая площадь охранной зоны составляет 10500 гектаров.
3. Границы охранной зоны согласно лесоустройству 1999 года:
1) западная граница:
западная граница квартала 90, северная и западная граница квартала 103, северная граница квартала 120 Буйского лесничества до реки Демид, далее по правому берегу реки Демид до устья, далее по северному берегу Михайловского пруда до западной границыквартала 94 Михайловского лесничества, далее на юг, пересекая акваторию до железнодорожного моста на южном берегу Михайловского пруда, далее по восточной границе полосы отвода - железной дороги до южной границы 112 квартала Михайловского лесничества;
2) южная граница:
южная граница кварталов 112, 113, далее на восток по южному берегу Михайловского пруда и левому берегу реки Серги, включая
акваторию Михайловского пруда, до западной границы квартала 117, далее по восточной границе кварталов 117, 133 и южной границе
кварталов 133, 134, 135, 136, 137, 138 Михайловского лесничества;
3) восточная граница:
по восточной границе кварталов 138, 122, 109, 104, 86, 73, 69, 74, 60, 52, 44, 36 Михайловского и Бардымского лесничеств;
4) северная граница:
северная граница квартала 36 до реки Бардым, далее по правому берегу реки Бардым до слияния с рекой Сергой, далее по восточной границе квартала 92, далее по северной границе кварталов 92, 91,
90 Буйского лесничества.
4. Из территории охранной зоны исключаются селитебные зоны населенных пунктов Аракаево, Бажуково и Половинка.

Глава 4. РЕЖИМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ОХРАННОЙ ЗОНЫ

1. На территории охранной зоны разрешается:
1) деятельность существующих на момент создания охранной зоны личных подсобных и фермерских хозяйств, выпас скота в местах
традиционных пастбищ, а также сенокошение на существующих сенокосных угодьях;
2) проведение туристских путешествий и экскурсий по маршрутам, установленным либо согласованным дирекцией природного парка;
3) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий в пределах специально предусмотренных для этого мест;
4) проведение научных исследований, эколого - просветительская деятельность;
5) сбор грибов, ягод и лекарственных растений в объемах, не наносящих ущерба природным комплексам, для нужд местного населения, а также посетителями природного парка;
6) любительская рыбная ловля;
7) охота, по согласованию охотпользователя данной территории с администрацией природного парка;
8) деятельность по обеспечению санитарной и противопожарной безопасности, предотвращению стихийных бедствий и угрозы жизни людей.
2. На территории охранной зоны запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и историко -
культурным объектам и вызвать изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств охранной зоны или его
компонентов, в том числе:
1) ведение хозяйственной деятельности, влекущей за собой коренное изменение состояния охранной зоны и природного парка,
структуры и динамики природных процессов. Любая вновь организуемая хозяйственная деятельность должна согласовываться с администрацией природного парка;
2) рубки главного пользования, заготовка живицы;
3) действия, изменяющие гидрологический режим водных объектов;
4) проведение геологических работ, добыча полезных ископаемых и местных строительных материалов;
5) движение и стоянка моторных судов на акватории без согласования с администрацией парка;
6) размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений, животноводческих комплексов и ферм, мест захоронения отходов, складирование навоза и отходов производства.

Глава 5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
АДМИНИСТРАЦИИ ПРИРОДНОГО ПАРКА

1. Рассмотрение проектов и согласование размещения различных объектов на территории охранной зоны.
2. Осуществление охраны и контроля над рациональным использованием природных ресурсов на территории охранной зоны.
3. Приостановка или запрещение деятельности, противоречащей целям и задачам охранной зоны.
4. Привлечение в установленном законодательством Российской Федерации порядке к ответственности лиц, виновных в нарушении
режима охранной зоны, применение штрафных санкций к нарушителям.
5. Охотпользование на территории охранной зоны.
6. Регулирование рекреационных нагрузок на территории охранной зоны.
7. Издание в пределах своей компетенции приказов, предписаний, которые принимаются к исполнению всеми организациями и гражданами, находящимися и действующими на территории охранной зоны.

Глава 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ОХРАННОЙ ЗОНЫ

1. Охрана территории охранной зоны осуществляется должностными лицами соответствующих специально уполномоченных государственных органов, а также службой охраны, работники которой входят в штат
природного парка "Оленьи ручьи".
2. Должностные лица, осуществляющие охрану охранной зоны, несут персональную ответственность за ее состояние и охрану.
3. Права должностных лиц, осуществляющих охрану территории, определяются Областным законом "Об особо охраняемых природных территориях, расположенных в Свердловской области".

Глава 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
РЕЖИМА ОХРАННОЙ ЗОНЫ

За нарушение режима охранной зоны парка и правил использования и охраны природных ресурсов на территории охранной зоны
должностные лица, а также граждане и юридические лица несут ответственность в соответствии с Законом РФ "Об особо охраняемых
природных территориях" и Областным законом "Об особо охраняемых природных территориях, расположенных в Свердловской области".

Глава 8. ЛИКВИДАЦИЯ ОХРАННОЙ ЗОНЫ

1. Охранная зона как особо охраняемая природная территория может быть ликвидирована в случае ликвидации природного парка
"Оленьи ручьи" по основаниям, предусмотренным Положением о природном парке.
2. Решение о ликвидации принимается Правительством Свердловской области по согласованию с Комитетом по охране окружающей среды Свердловской области.

 

 


Правила посещения парка

Парк является особоохраняемой природной территорией, поэтому поведение посетителей должно соответствовать установленным правилам, пречисленным ниже:

Езда на снегоходах и других моторизованных транспортных средствах по территории парка запрещена, так как беспорядочное катание по лесу наносит ущерб природе, распугивает диких животных, нарушает тишину и целостность снежного покрова, мешая тем самым спокойному отдыху сотен посетителей парка. Езда по пешеходным тропам представляет угрозу безопасности посетителей. Езда на снегоходах, квадрациклах и т.п. возможна только в охранной зоне.
Старайтесь оставлять как можно меньше следов своего пребывания в Парке.
Для этого:

o Не уходите с уже протоптанных тропинок и специально оборудованных маршрутов без крайней необходимости. Помните! Каждый ваш шаг по траве - гибель десятков живых существ и ущерб сенокосным угодьям

o Следуйте нашим рекомендациям по размещению палаточных лагерей (смотри схему маршрутов)
o Категорически запрещена рубка и повреждение живых деревьев и сухостоя. Для костра используйте хворост и валежник или приобретайте дрова у администрации парка
o Категорически запрещено использование лапника в качестве подстилки. Пользуйтесь пенополиэтиленовыми ковриками
o Весь мусор следует выносить с собой. Горючий мусор: бумага, пластик, пищевые и порубочные отходы можно сжечь в костре. Металлические консервные банки так же прокаливайте в костре. Использованные батарейки уносите с собой в обязательном порядке. Ни в коем случае не закапывайте мусор и не бросайте в воду.
o На территории Парка запрещены все виды охоты, а также преследование животных и нахождение с собаками.
o Рыбная ловля в границах Парка разрешена только удочкой, спиннингом и жерлицами
o Запрещено разведение костров под пологом сухого хвойного леса. Крайне осторожно пользуйтесь огнём в сухую ветреную погоду, особенно ранней весной - высохшая прошлогодняя трава горит как порох!
o В Парке запрещён сбор букетов. Сборы гербариев, коллекций насекомых и минералов могут осуществляться по специальному письменному разрешению директора Парка для научных целей.
o При посещении пещер запрещено:
- пользоваться факелами и другими коптящими источниками света
- разводить костры в пещерах и предвходовых участках
- оставлять какие-либо предметы и выносить сувениры
- тревожить на зимовках летучих мышей
- сбивать со стен иней и ломать ледяные натёки
Особенности маршрута:
Тропы проложены по территории парка таким образом, чтобы сохранить окружающую природу в неизменном виде и охватить основные достопримечательности, сделав экскурсию приятной и безопасной. На большей части они оборудованы насыпным покрытием, мостиками и лестницами.
Вместе с тем путешествие по тропе - это не прогулка по городской улице. Посетители должны быть готовы к некоторым испытаниям, которые могут возникнуть на пути.
- Протяжённость маршрутов от 6 до 15 км, есть крутые спуски и подъёмы, перепад высот на маршруте до 100 метров. На некоторых маршрутах необходимо переправляться через реку вброд (в теплое время года). Часть маршрута проходит вдоль края обрыва высотой свыше 10 м.
- Погода на Урале изменчива, а укрытий от непогоды на тропе не предусмотрено, одежда должна соответствовать сезону.
- Даже в сухое время года на маршруте встречаются участки с влажным скользким почвенным покровом. Должна быть соответствующая обувь
- В тёплое время года надо быть готовыми к встрече с кровососущими и жалящими насекомыми (комарами, мошкой, оводами, осами и пчёлами), а также с клещами.
- Зимой тропа укатывается снегоходом, однако глубина снежного покрова достигает 1 метра, поэтому обувь должна быть защищена от попадания снега
-Ледяной покров реки в зимнее время не надёжен. Он изобилует наледями и полыньями. Переходить через реку можно только по мосту или установленным переходам
- Одними из интереснейших объектов на тропе являются пещеры, поэтому желающие их осмотреть должны иметь при себе фонари
 
    Главная страница
    Туризм
    Друзья парка
    Охрана природы
 
 
Достопримечательности
  Конные прогулки
  Статус парка
    О нас
  Фотоальбом
  Санаторий "Н.Серги"
  Мероприятия
  История создания
  Карта парка
  Кафе ДемидовЪ (г.Екатеринбург)
  Правила посещения
  Перспективы развития
  Прейскурант на услуги
  База отдыха "Долина Аракаевских пещер"
     
  Официальная информация
  Условия размещения
  Детские лагеря
    Как добраться
  Отвечаем на вопросы
  Организация питания
  Квадроциклы
  Схема расположения парка
 
  Сплав по р.Серга
 
  Расписание транспорта